Тамара Крюкова -Фант-Азия-


<< Вернуться к оглавлению

Это интересно




   Крупнейший немецкий оперный композитор 2-й половины XIX в. Рихард Вагнер (1813-1883) был весьма суеверным человеком. Он до конца своих дней приходил в панический ужас от числа 13. Причиной этого страха был тот факт, что композитор родился в 1813 году и его имя и фамилия Richard Wagner заключают в себе "чертову дюжину" -13 букв. Сам Вагнер говорил по этому поводу:
   - Если бы от рождения меня не преследовала "чертова дюжина", то я уже к тридцати годам покорил бы весь музыкальный мир!..
   Боясь провала новой оперы, Вагнер категорически запрещал устраивать премьеры 13-го числа. Кстати, Вагнер написал 13 опер, среди которых наиболее известны "Поэнгрин", "Тристан и Изольда", грандиозная тетралогия из четырех опер "Кольцо Нибелунга".
   Склонный к музыкальной гигантомании, Вагнер написал самую длинную в мире сольную арию. Она звучит в сцене жертвоприношения Брунгильды в опере "Гибель богов". Время звучания арии 14 минут 46 секунд!
   Также Вагнеру принадлежит самая длинная в мире классическая опера -"Нюрнбергские мейстерзингеры". В несокращенном варианте опера длится 5 часов и 15 минут.



   Молодой Вагнер отправился в Париж, чтобы покорить его. Но Париж устоял. Не обретя ни славы, ни денег, двадцатисемилетний композитор истратился так, что от отчаяния вынужден был отправиться в маленький бульварный театр, чтобы предложить там себя в качестве... хориста. Его финансовое положение было столь безнадежным, что выбирать просто не приходилось.
   Хористы в театре были нужны, но вот беда: когда Вагнера стали экзаменовать, обнаружилось, что будущий великий композитор совершенно не умеет петь!



   Австрийский дипломат фон Ринг так рассказывал про первое представление оперы Вагнера "Валькирия" в Вене:
   "Представление едва не отменили. Как известно, в этой опере на сцене появляются лошади. В придворных конюшнях были дрессированные кони, но все серые, а Вагнер категорически требовал вороных.
   - Вы хотите опозорить меня, - кричал он директору. - Пусть лучше моя опера никогда не появится в Вене, нежели ее будут исполнять с серыми конями.
   - Но опера подготовлена, израсходованы средства, - пытался урезонить вспыльчивого композитора директор.
   - Это меня не касается, - не унимался Вагнер.
   Дело спас фон Ринг, дав "дипломатический" совет покрасить коней в черный цвет. Вагнер схватил его руку и воскликнул:
   - Вы спасли мне жизнь! Представление состоялось.



   В 1855 году Вагнера пригласило Лондонское филармоническое общество дать в британской столице несколько концертов. Едва только Вагнер появился в Лондоне, как сразу же подвергся нападкам. В музыкальных кругах прошел слух, что он свысока относится к непререкаемым авторитетам: Моцарту, Керубини, Бетховену и "мучает их в своих концертах" как угодно. Особенно раздражало лондонцев то, что он дирижирует симфониями Бетховена наизусть. Вагнеру дали понять, что это очень неприлично и неуважительно по отношению к Бетховену. На следующем концерте партитура лежала на пюпитре.
   Успех концерта был чрезвычайный. Знатоки музыки окружили Вагнера и наперебой поздравляли маэстро:
   - Ведь мы вам говорили! Это совсем другое звучание! С каким совершенством вы взяли темп скерцо! Как гениально вели альты!..
   С этими словами один из музыкальных знатоков схватил открытую партитуру, и - о ужас!.. То был "Севильский цирюльник" Россини, да еще в переложении для фотепиано и к тому же стоящий на пюпитре... вверх ногами.



   Репетируя в Лондоне с английским оркестром, вспыльчивый Вагнер был крайне недоволен музыкантами. Трубачи все время ошибались, барабанщик опаздывал, а скрипки совсем не звучали. Маэстро вне себя от ярости потребовал от переводчика, чтобы он сообщил музыкантам следующее:
   - Если это стадо идиотов не будет играть как следует, я их всех выкину вон!
   Переводчик понимающе кивнул и перевел:
   - Джентльмены, маэстро приносит вам свои извинения в связи с тем, что его музыка доставляет вам трудности. Он просит вас сделать все, что в ваших силах, и ни в коем случае не волноваться!



   Когда Вагнер приехал в Лондон, его познакомили с неким лордом Питкином, который всюду объявлял себя большим поклонником вагнеровской музыки. Узнав от композитора, когда состоится его концерт, аристократ вознамерился посетить его.
   После концерта Вагнера пригласили на великосветский прием, где лорд Питкин от всей души поздравил его с успехом.
   - Честно говоря, сэр, я еще никогда в жизни так не смеялся, - обратился лорд Питкин к композитору. - Поверьте, прошло около получаса, пока я узнал вас в пышном парике, с лицом, выкрашенным в черный цвет!
   Оказалось, что "меломан" перепутал концертные залы и попал... на выступление негритянского оркестра!



   Как-то Вагнер пригласил на премьеру оперы "Тангейзер" в парижской "Гранд-Опера" своего друга и соперника немецкого композитора Джакомо Мейербера, автора известных в свое время опер "Гугеноты", "Пророк", "Роберт-дьявол".
   - Ну как вам, маэстро, мое новое произведение? - спросил Вагнер, когда опустился занавес.
   Вместо ответа Мейербер указал на спящего в зале зрителя:
   - Смотрите сами.
   А когда была поставлена опера Мейербера, он, в свою очередь, пригласил Вагнера.
   - Каковы впечатления? - поинтересовался на этот раз Мейербер.
   - Я вижу, что и ваша музыка повергает слушателей в сон! - с торжеством рассмеялся Вагнер, обнаружив в зале безмятежно посапывающего зрителя.
   - Где? Ах, этот? - пожал плечами Мейербер. - Ну, этот спит еще с того вечера, когда шел ваш "Тангейзер".


Сервис ineedtutor - это репетитор начальных классов. Обучаем успешно!