Английская версия сайта
Главная / Интересы / Что читаю / Патрик Модиано `Улица тёмных фонарей`





Патрик Модиано
`Улица тёмных фонарей`


Патрик Модиано
"Улица тёмных фонарей"

Когда берешь в руки книгу, которая получила Нобелевскую премию, невольно возникает предвкушение чуда. Ты еще не знаешь, что скрыто под обложкой, но внутри уже поднимаются пузырьки волнения: вот оно, сейчас я прикоснусь к чему-то необычайному. Точно так же в ожидании праздничного пирога ноздри щекочет манящий сладкий запах и уже текут слюнки. Но вдруг оказывается, что тесто непропечённое, начинки почти нет, и самое приятное в этом пироге – его аромат.

В который раз после прочтения книг лауреатов Нобелевской или Пулитцеровской премий задаюсь вопросом: почему отметили именно эту книгу? Что привлекло высокочтимое жюри?

Ближе к тексту. Нобелевский лауреат 2014 года Патрик Модиани «Улица тёмных фонарей». По жанру это детектив, неспешный и немного мрачноватый в стиле Жоржа Сименона. Послевоенные годы. Некий господин потерял память. Десять лет он прожил под чужим именем и проработал в частном детективном агентстве, а когда его шеф решил закрыть фирму и уйти на покой, мистер Х наконец решает воскресить своё прошло и узнать свое подлинное имя. (Не понятно, почему он не сделал этого раньше).

Он начинает по крупицам собирать информацию и постепенно выходит на след. Он узнаёт о том, что его любимую женщину, а возможно, жену, звали Дениз Кудрез. Кому-то он известен под именем Педро Макэвой. Он проходит по всем адресам, где бывали они с Дениз, и у него в памяти начинают всплывать несвязные и сумбурные картинки прошлого. Время от времени в повествование вкрадывается лоскуток чужих воспоминаний. Всё обрывается, когда Педро с Дениз пытаются пересечь границу, чтобы вырваться из Франции в Швейцарию. Какие это были годы? Возможно, военные, потому что британцам приходится прятаться за поддельными паспортами и скрываться. Но немецкого присутствия не чувствуется, разве что вскользь упоминается о том, что некоего персонажа видели с немцем. То там, то здесь проглядывают уши русской иммиграции (эдакое ружьё, которое висит, так и не выстрелив). Об оккупации Парижа и о движении сопротивления вообще ни слова. Обычная жизнь с посиделками в кафе и вечеринками.

Книга заканчивается ничем. Из кусочков целой мозаики не складывается. Педро узнаёт, что его близкий друг детства живет на островах Бора-Бора, а когда приезжает туда, друг исчезает. Педро уверен, что тот нарочно сбежал (хотя с чего бы? И откуда он вообще мог узнать, что его кто-то ищет?) Но упёртый главный герой решает, что все равно его найдёт.

Если бы это была просто рядовая книга, наверное, я бы не обратила на неё внимания. Прочитала и прочитала. Не самый худший роман, есть куда слабее. Написать рецензию на то, что мне не понравилось, меня может только возмущение обманутого читателя. Может быть, найдётся прозорливый и глубокий читатель, который разглядит в этом романе шедевр, к сожалению, мне это не удалось.
Поделиться:



БУДЬТЕ ПЕРВЫМИ В КУРСЕ СОБЫТИЙ!
Подпишитесь и получитесь доступ к "Дневнику Кото-Сапиенса..."
Новый вариант сайта "Фантазия" открывается 25.08.2014
Обновленный дизайн, новые материалы, новые возможности
узнать подробнее
Тамара Крюкова "Фант-Азия" 2016. Все правы защищены
Рейтинг@Mail.ru
Вебмастер: scherbinin76@inbox.ru
Разработка: alina_churina@mail.ru