Английская версия сайта
Главная / Интересы / Как пишу / "Я б в писатели пошел, пусть меня научат.."





Тамара Крюкова. Пресса

Т.Ш. Крюкова
"Я б в писатели пошел, пусть меня научат.."
Мастер-класс по творческому письму, или как за один час научиться писать романы.

«Вы хотите стать писателем? Здесь и сейчас? Запросто! Нет проблем!» — вся реклама зиждется на том, что можно добиться чего угодно, не прилагая никаких усилий.

Увы, пословица «без труда не выловишь и рыбку из пруда» не вызывает у людей энтузиазма.

Зато весьма популярны сказки, будто можно, не ударив палец о палец, быстро добиться положительного результата. Выпей волшебную пилюлю или купи магическую формулу и посиживай на диване, а слава и богатство сами собой свалятся тебе на голову.

Но даже если вы верите, что заработать миллион можно, повторяя сто раз на день мантру с установкой на богатство, вы наверняка усомнитесь, что можно научиться писательскому мастерству за час. И правильно сделаете. Научить писать нельзя ни за час, ни за неделю, ни за пять лет. Писательство — это знание, которое никто не вложит в голову. Нужно добывать его самому, но можно дать толчок, подсказку, как этому учиться.

Желающих стать писателями всегда удивительно много. Что же заставляет людей настойчиво искать встречи с музой? Если вы из тех, кого привлекают слава и деньги, могу сказать сразу — вам лучше идти в шоу-бизнес. На пути писательства вас может постичь сильное разочарование. Кубышка с деньгами лежит не в этой пещере.

`Тамара Крюкова.

Может быть, у вас в голове роятся сюжеты? И вам не терпится поделиться этим с другими? Тогда вам в эту дверь.

Итак, правило номер один. Ты интересен миру, если тебе есть что сказать. И тут возникают логичные вопросы: что вы читаете? кто ваш любимый автор?

При ответе — Пушкин, хочется спросить: а кто еще?

Если, кроме Чехова и Достоевского, другие имена в памяти не всплывают, дальше можно не продолжать. Можно с уверенностью в 98% сказать, что человек ничего не читает. Чтения, которое ограничивается школьной программой, явно недостаточно. Когда человек испытывает тягу к книге, он читает много и жадно, разных авторов, разные жанры.

Чтение развивает чувство языка. Искушённый читатель по стилю может определить автора произведения. Конечно, не каждый пишущий обладает яркой индивидуальностью, но ведь вы не хотите быть посредственностью. А чтобы выработать свою манеру, свой индивидуальный стиль, нужно прежде учиться у мастеров. Безусловно, поначалу может возникнуть искушение подражать любимому автору. Беды в том нет. Это всего лишь болезнь творческого роста. Во время учёбы художники копируют шедевры мастеров. Так и начинающий писатель может работать «под кого-то». Важно, чтобы этот период не затянулся. Каким бы гениальным ни был ваш кумир, он уже есть, и второго такого не надо. Вы должны искать себя, а для этого продолжать читать и писать.

Коекто с гордостью говорит, что читает только классику. Это хорошо, но мало. Каждому времени присуща своя стилистика, свои особенности. Возможно, Толстой и Достоевский писали бы сейчас иначе. Наше время требует более динамичного повествования. Конечно, есть исключения. Пушкин мог бы быть нашим современником, он опередил свою эпоху. Возможно, именно поэтому Белинский не смог оценить прозы Пушкина, нелестно отзываясь, в частности, о «Повестях Белкина».

Как же вы собираетесь достучаться до читателя, если сами отвергаете то, что делают ваши современники? Кроме того, если вы не читаете других, то почему кто-то должен читать вас? Ошибочно полагать, что нынешняя плеяда литераторов представлена лишь авторами детективов, которые на слуху. В литературе наших дней много интересных имен. Люди пишут и в стиле реализма и новаторские вещи. Старайтесь как можно больше читать и знакомиться с разными творениями. Одни вы отвергнете, как неприемлемые для себя, другие обогатят вас и подарят вдохновение.

Вот мы и подошли к правилу номер два: читайте как можно больше. Возможно, вы даже не заметите, когда у вас проявится свой почерк, «своя рука», но вам об этом обязательно скажут другие. Тогда вы можете считать, что состоялись как писатель, даже если у вас нет ничего опубликованного.

Однако — это лишь начало пути. Дальше необходимо развитие.

Интересное наблюдение: многие начинают свою жизнь в литературе со стихов, а потом переходят к прозе. Подчас это происходит интуитивно, подсознательно. Проза сложнее. Она многомерна. В стихотворении автор всегда имеет дело лишь с одной гранью художественного творения. Либо это описание природы, либо настроение, либо шутливая сценка. Прозаик же должен, как умелый кукловод, дёргать сразу за все верёвочки: сюжет, описание, характер, настроение, диалог, внутренний монолог.

Если вы чувствуете в себе силы взяться за большую форму, не спешите откладывать в сторону сборники стихов. Каждому прозаику не мешает время от времени обращаться к поэзии. В стихах описания даются столь концентрированно, выпукло и зримо, что если автору удаётся использовать метафористичность поэзии в прозе — произведение от этого только выиграет. При этом не гнушайтесь читать современников. Порой стихи малоизвестных поэтов дают пищи для размышлений не меньше, чем работы признанных классиков.

Однако вернёмся к самому главному, к стержню книги. Вы полагаете, это сюжет? Многие начинающие авторы заблуждаются на этот счёт. На самом деле, как подсказывает мой опыт, главным является герой. Персонажи — будь то многостраничный роман или короткий рассказ — должны быть яркими, узнаваемыми. Такое произведение захватит читателя гораздо больше, чем просто накрученный сюжет с картонными героями.

Хорошая современная литература крайне редко даёт прямое описание героя. Цвет глаз и рост героя имеют значение, только если они помогают развитию сюжета или раскрытию характера. Внешние данные важны для отдела кадров модельных агентств, а читателя интересует личность героя. Для того чтобы персонаж получился колоритным, достоверным, пригодятся любые мелочи. Например, описание антуража. Дайте картинку через призму ощущений героя, и вот уже у вас есть его настроение. Не правда ли, один и тот же пейзаж в разное время может вызвать у человека разные чувства? А может быть, наоборот, вы даете красивое описание природы, а потом говорите, что ваш герой шел, не замечая этого. И сразу возникает образ, состояние. У человека что-то стряслось.

Одним из основных приёмов в раскрытии образа является язык героя. Да и для читателя диалог всегда выглядит притягательно. Как говорила кэрролловская Алиса: «Что это за книга, в которой нет картинок и разговоров?» Действительно, «разговоры» читаются куда легче, чем длинные описания. Чтобы диалог был живым, каждый из говорящих должен иметь свою индивидуальность. При этом автор не только имеет право отступить от общепринятых грамматических и лексических норм, он обязан это сделать, если этого требует образ. Лишите деда Щукаря его своеобразного языка, и у нас не будет деда Щукаря. Единственное, от чего я бы предостерегла авторов — это от ненормативной лексики. Нецензурные выражения в последнее время употребляются к месту и не к месту. Мы забываем, что они очень сильно — и очень отрицательно — эмоционально окрашены. Когда Астафьев использует грубые слова, описывая сцены войны — это оправдано. Однажды ему попеняли на это, и он сказал, что на самом деле всё смягчил. Было еще жестче. Но когда нецензурщину используют стеба ради или, пуще того, чтобы завлечь читателя смелостью своих выражений — это не делает автору чести.

Кроме диалогов, не нужно забывать про внутреннюю речь. Это незаменимый инструмент, который помогает выстроить интригу. Часто люди говорят одно, а думают другое. Или человек что-то имел в виду, но его поняли превратно. Из этого и вытекают конфликты. А что за художественное произведение без конфликта? Итак, у вас есть конфликт, можно запускать сюжет. Вот мы и вернулись к «приключениям». Правда, можно написать книгу с ярким героем без острого сюжета, и она будет интересна определённому кругу людей. Но если вы собираетесь сотворить бестселлер, постарайтесь, чтобы ваш яркий герой на страницах книги прожил не менее яркие события. Эти слагаемые удержат читателя за книгой до тех пор, пока он не перевернет последнюю страницу.

Неужели так просто? Не совсем. Существует еще немало секретов. Например, автор предлагает некую загадку, когда читатель ждет ответа на вопрос, а в комплекте с ответом получает новую загадку. Словно загипнотизированный, он сидит за книгой. Ещё несколько страниц, ещё чуть-чуть. Вот она, долгожданная отгадка, но не тут-то было. Получите новый вопросик.

Кроме того, любое произведение приобретает особый колорит, если повороты сюжета непредсказуемы. Когда эпизод идет к развязке, а в самый решающий момент всё оборачивается совсем не так, как ожидал читатель. Этому стоит поучиться у непревзойдённых мастеров: О’Генри и Фредерика Форсайта. Это непросто. Для этого нужно выйти за рамки стандартного мышления. Но наградой вам будет читательский интерес.

И опять возвращаемся к языку. Здесь тоже есть свои хитрости. Можно при помощи одного лишь суффикса полностью изменить настроение. Можно, поменяв слова местами, добиться более сильного эмоционального эффекта. Можно вызвать улыбку, смех, слёзы… Но это долгий разговор. Боюсь, что в час не уложиться. Да это и неважно. Инструмент у вас в руках. Читайте и пишите.

Я не сказала ничего нового? Но я ведь и не обещала научить вас писать роман за час. Я всего лишь поделилась несколькими соображениями. Может быть, кому-то они пригодятся. Учиться писать нужно всё время, пока пишешь. Это я знаю по себе.

Удачи!







Поделиться:



БУДЬТЕ ПЕРВЫМИ В КУРСЕ СОБЫТИЙ!
Подпишитесь и получитесь доступ к "Дневнику Кото-Сапиенса..."
Новый вариант сайта "Фантазия" открывается 01.09.2014
Обновленный дизайн, новые материалы, новые возможности
узнать подробнее
Тамара Крюкова "Фант-Азия" 2014. Все правы защищены
Рейтинг@Mail.ru
Вебмастер: scherbinin76@inbox.ru
Разработка: alina_churina@mail.ru