Рефлексия - способность управлять
собой Школе нужен
писатель. Советы
психолога
"Учительская газета"
Я работаю
в школе психологом, и мне часто приходится иметь дело с детскими стрессами,
тревогами и страхами, неумением оценить ситуацию и справиться с
жизненными сложностями. Недавно мне посчастливилось познакомиться с
детским писателем Тамарой Крюковой. Несмотря на то, что по образованию она
не психолог, меня поразила ее компетентность в области детской психологии,
умение понять мотивы поведения ребенка в разных ситуациях. Мы долго
беседовали о детях и их проблемах. После нашего разговора мне захотелось
познакомиться с творчеством Т.Крюковой. А когда прочитала ее книги
`Гордячка`, `Заклятие гномов`, сказки, рассказы о подростках, окончательно
попала под обаяние этого человека. Удивительный
феномен ее творчества заключается в том, что в ее произведениях все идеально
выверено с точки зрения психологии действия героев, сложные человеческие
проблемы решаются на фоне захватывающего сюжета. Автор, однако,
описывает не только поступки и высказывания литературных персонажей, но и
все то, что стоит за ними: внутренний психологический план борьбы желаний,
мотивов, противоречивый процесс принятия решений. Автор обращается к
ребенку как к равному, без сюсюканья и заигрывания. Мораль книг не
откровенно выражена в словах, но очевидна и понятна ребенку. Каковы бы ни
были переплетения сюжета и отношения героев, общее настроение книг
радостное, доброе и вдохновляющее. Они явно несут в себе позитивную
мотивацию к творчеству. После чтения романов-сказок `Гордячка` и `Заклятие
гномов` одни ребята сами, по собственной инициативе написали сочинения-
отзывы на них, другие принесли мне сказки собственного сочинения с просьбой
передать их писателю. Особую радость детям
доставили встречи с ней. Тамара Крюкова выступала в нашем лицее три раза.
Тамара удивительно тонко чувствует аудиторию, своим артистизмом,
остроумием, умением установить партнерские отношения, что само по себе
неожиданно для ребят, располагает к себе и детей, и взрослых. Творческая
личность вносит новую струю в рутину школьной жизни, зажигает ребят,
помогает им по-новому взглянуть на нас, взрослых.
После первого выступления ученики не один день обсуждали
услышанное. К другим встречам они уже специально готовились. Кто-то принес
почитать свои стихи, рассказы. Но главное, захотелось обратиться к книгам
автора. Как психолог, уверена, что книги Тамары
Крюковой в состоянии реально помочь подросткам в решении их проблем. По
опыту знаю, что в этом возрасте любая проблема кажется мучительной и
трудноразрешимой. Дети, так же, как и мы, взрослые, испытывают тревогу,
страх, неуверенность в себе, страдают различными комплексами, но в отличие
от нас они не всегда умеют выразить словами свои эмоции и
чувства. Описывая чувства и переживания
персонажей, различные ситуации - трагические и конфликтные, комичные и
нелепые, в которые попадают герои произведений, писатель художественными
средствами создает психологическую модель конкретной ситуации. Ребенок
вместе с героями книги переживает ее, как осознанно, так и подсознательно
ищет и вместе с автором находит выход. Оказавшись в психологически
аналогичном положении, он знает, как поступить. Понимает, что он не одинок,
что и другие сталкиваются с подобными
трудностями. Сложный с точки зрения психологии
процесс вербализации переживаний человека представлен в книгах Тамары
Крюковой психологически грамотно, в них присутствуют описания тончайших
оттенков эмоций и чувств человека. Ни телевидение, ни тем более компьютер
не дают возможности обрести словесный материал, язык, с помощью которого
ребенок может рассказать о том, что его тревожит и волнует. Таким образом, у
него развивается рефлексия, то есть осознание того, что с ним происходит,
формируется способность контролировать свои поступки, управлять
собой. :Ко мне обратилась девочка, у которой не
складывались отношения с одноклассниками. Я дала ей прочитать рассказы
писательницы `Единожды солгавший` и `Дружба`. Затем мы вместе обсудили
их, проанализировали конкретные `книжные` ситуации и сопоставили их с
реальной жизнью класса. Выводы ученица сделала
сама. Работы Т.Крюковой позволяют взять нам,
выражаясь словами И.Павлова, `заем у детства`, это своеобразная терапия для
взрослых. Они дают нам возможность пережить `резервное психическое
состояние`, через воспоминания своего детства лучше понять современных
детей, создают положительный эмоциональный фон. Не скрою, в школе, где я
работаю, многие учителя поначалу скептически отнеслись к этим книгам.
Однако, прочитав хотя бы одну, поменяли свое отношение, а младшие классы
взяли `Гордячку` и `Заклятие гномов` как книги для внеклассного
чтения. Я рассказала о встрече с одним писателем, но
школа ждет и других творческих людей: художников, поэтов, композиторов:
В наше непростое время все лучшие представители творческой интеллигенции
могут и должны помочь детям.
Людмила МАШ,
психолог лицея № 4
г.Химки
|